Психолого-педагогические рекомендации для родителей
- Не сравнивайте ребенка с окружающими. - Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. - Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. - Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. - Чаще обращайтесь к ребенку по имени. - Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить. - Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. - Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. - Используйте наказание лишь в крайних случаях. - Не унижайте ребенка, наказывая его. - Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!» - Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным. Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов. Главное, что должны сделать взрослые в этом случае – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
Что делать?
Если замечена склонность подростка к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию. 1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. 3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации: Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.) Ты думал когда-нибудь о самоубийстве? Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления). Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
Будучи в позиции слушающего: • проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении, своих проблем; • не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка; • не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала — и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации. Будучи в позиции говорящего: • не обвиняйте — не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось; • не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет; • не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок; • не характеризуйте — не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т. п. ,» старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу; • не обобщайте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.
• Памятка для общения с детьми группы психологического риска (суицид)
• Возможные мотивы • Поиск помощи. Большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (внимание, любовь, освобождение от проблем). • Безнадежность. Жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему. • Множественные проблемы. Все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы раз-решить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье. • Способ разрешить проблему. Человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы. • Как помочь подросткам • Выслушивайте - «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте во-просы и внимательно слушайте. • Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тре-вожность. Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозритель-ность. • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует вос-принимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы при-нимаете их всерьез. • Задавайте вопросы – обобщайте. «Такое впечатление, что ты на са¬мом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось о самоубий-стве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получа-ете ответ, переходите на конкретику. «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах. • Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете по-мочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации [3]. • 1. Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы [5]. Нельзя Можно - Стыдить и ругать ребенка за его намерения - Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах - Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения - Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида - Относиться к ребенку формально - Дать почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому-то небезразлична - Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию - Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации - Оставлять ребенка одного в ситуации риска - Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п. - Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка - Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями.
В формате он-лайн для классных руководителей и мастеров производственного обучения проведено заседание.
Тема: «Организация работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания».
Цель –повышение компетентности классного руководителя при организации профилактической работы с учащимися по проблеме подросткового суицида.
Профилактика поведенческих дезадаптаций и правонарушений детей и подростков»
Форма проведения: семинар
Повестка:
- «Формирование религиозной грамотности в целях профилактики религиозного экстремизма».(ответственный классный руководитель :Ерен М.)
Он рассказал о последствиях деструктивного воздействия на личность.
Дал советы, что и как делать, если в группе есть ребенок, исповедующий нетрадиционную религию (поговорить с родителями, не оставлять одного, обратиться к педагогу- психологу).
- «Организация работы с учащимися по профилактике правонарушений среди подростков». (ответственный. классный руководитель : Рогова Н.В.)
Она рассказала о том, что такое понятие девиации, формы выражения.
Разъяснила, что в функции классных руководителей входит проведение различных мероприятий и методов работы.
3. «Работа классного руководителя по раннему выявлению неблагополучия в семье». (ответственный классный руководитель : Сулейменова Т.Б.)
она рассказала о том, что работа по выявлению неблагополучия в семье должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
Также рассказали какие функции должен выполнять классный руководитель и мастер:
4.«Способы преодоления суицидального поведения в подростковом возрасте».( отв. Г.М. Мелентьева педагог-психолог).
Она раскрыла понятие — суицид, какие бывают виды суицидов, признаки, причины.
О формах и методах работы по профилактике суицида среди детей и подростков.
Она считает, что организованная работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным (суицидальным) поведением и избежать суицидальных попыток, а также будет содействовать оптимизации межличностных взаимоотношений в образовательной и детско-родительской среде.
Рекомендовано:
1 Постоянно выполнять рекомендации по профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты.
1.1 способствовать повышению занятости во внеурочное время.
1.2.Систематически проводить работу по недопущению вовлечения подростков в деструктивные культы.
- Постоянно изучать особенности суицидального поведения для своевременного выявления признаков суицидального риска.
2.1.Применять меры профилактики и предупреждения подросткового суицида.
3.Использовать алгоритм по выявлению профилактики и устранению семейного неблагополучия.
4.Принять к сведению алгоритм работы с учащимися «группы риска», проводить профилактическую работу согласно плану.
4.1.Постоянно проводить коррекционную работу с детьми девиантного поведения.