«ПОДРОСТОК, попавший в трудную жизненную ситуацию»

Что же делать родителям?

  • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к  вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
  • Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
  • Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
  • Замечайте даже незначительные изменения, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
  • Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
  • Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать,  развивать, давая посильные задания. В ребенке необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
  • Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Что бы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:

  • Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
  • Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
  • Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об ранимости и уязвимости.
  • Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
  • Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
  • Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
  • Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
  • Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.
  • Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

ТРУДНОСТИ  КОНТАКТА

Ключом к решению типичных конфликтов с подростками, например, таких как конфликт нестойкого родительского отношения, чрезмерной опеки, неуважения прав подростка на самостоятельность и т.д., может  стать тактика построения отношений, представленная американскими психологами Джин и Робертом Байярдами в книге «Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей». Чтобы положить конец неконструктивным спорам с детьми, они советуют:

 

Передача подростку ответственности за его поведение:

 

  1. Во-первых, составьте по возможности полный список всего того, что беспокоит вас в поведении вашего ребенка.
  2. Во-вторых, выберите из этого списка все то, что имеет вполне определенные последствия для жизни вашего ребенка, но никак не влияет на вас. Считайте это перечнем событий жизни вашего ребенка. В него включите также и те ситуации списка, над которыми вы не имеете реальной власти, то есть не можете контролировать.
  3. Дальше нужно отказаться от пагубной привычки брать на себя ответственность за эти ситуации, выработать у себя доверие к тому, что ребенок может сам принимать правильные решения в них, а также дать ребенку понять и почувствовать ваше доверие.
  4. Чтобы осуществить задуманное и наладить кардинально новые отношения с ребенком, вам необходимо хорошо подготовиться к беседе, подобрать соответствующую обстановку и время, найти необходимые слова и формы передачи ему ответственности за себя и свою жизнь.

Передавая ему ответственность, нужно также указать и то, что вас волнует, чтобы ваши интересы не были ущемлены.

Закрыть меню