- Памятка для общения с детьми группы психологического риска (суицид)
- Возможные мотивы
- Поиск помощи. Большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (внимание, любовь, освобождение от проблем).
- Безнадежность. Жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
- Множественные проблемы. Все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
- Способ разрешить проблему. Человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
- Как помочь подросткам
- Выслушивайте — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.
- Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность.
- Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
- Задавайте вопросы – обобщайте. «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
- Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации [3].
- 1. Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы [5].
Нельзя | Можно |
— Стыдить и ругать ребенка за его намерения | — Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах |
— Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения | — Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида |
— Относиться к ребенку формально | — Дать почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому-то небезразлична |
— Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию | — Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации |
— Оставлять ребенка одного в ситуации риска | — Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п. |
— Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка | — Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями |
Аффирмации( положительные мысли) для студентов.
Сегодня и каждый день, моя жажда знаний жива во мне!
Я могу узнать все, что угодно!
В этом семестре я беру знания, которые полезны для меня.
Изучение новых вещей -это вызов, а я люблю вызовы!
Я готов проходить тесты. Я люблю проходить тестирование.
Я процветаю и добиваюсь успеха в колледже!
Я впитываю нужные знания, как губка!
Обучение-это жизнь. Я люблю учиться, и у меня это хорошо получается!
Сегодня я усердно учусь, так что завтра я могу сделать успешную карьеру!
Образование-это шлюз в мое будущее! Сегодня я принимаю большинство моих академических возможностей.
Чем больше я узнаю, тем большего я достигаю.
Я — двигатель моего обучения!
Я — хороший учащийся. Обучение идет легко для меня!
Я умная( ый) и сегодня я докажу это!
Отличный студент живет во мне сегодня.
Я расту, и я учусь в своем собственном темпе.
Я ценю свое образование, потому что оно готовит меня к яркому и успешному будущему.
Я ценю свое образование.
Образование-путь к свободе и сегодня я прохожу этот путь с уверенностью.
Я всегда открыт для обучения.
Я предпочитаю двигаться вперед каждый день!
Сегодня я открываю свой ум для новых возможностей!
Как избавиться от неуверенности
Каждый день жизнь ставит нас перед выбором. Выбор может быть важным или несерьёзным, обыденным или судьбоносным. Но в любом случае, нам приходится принимать решение, опираясь на собственный опыт и знания. Или на опыт и знания других людей. Именно так и поступают неуверенные в себе люди.
Подростковые годы – естественная и неизбежная «ступень» между детством и зрелостью – всегда непросты как для самого взрослеющего ребёнка, так и для окружающих. Качественные изменения личности, радикальная перестройка всего самосознания, появление способности к абстрактному мышлению, ставящего множество вопросов и нередко сопровождаемого различными комплексами и неуверенностью в себе.
Вот несколько советов, как изменить ситуацию и побороть неуверенность в себе.
- Определите свои положительные свойства. Каковы ваши лучшие качества? Что вам удаётся? Включите в этот список достижения, которыми вы гордитесь. Размышляйте об этом. Похлопывайте себя по плечу!
- Установите свои собственные стандарты вместо того, чтобы сравнивать себя с другими.
- Помните, что идеальных людей не бывает. Если вы будете предъявлять к себе сверхчеловеческие требования, вы быстро выдохнетесь. Поэтому расслабьтесь. Не будьте столь беспощадны к себе. Принимайте себя, как есть, и на этом стройте свою жизнь.
- Выберите себе хобби. Найдите что-то, что радует вас и вызывает у вас чувство гордости.
- Подбадривайте себя. Чаще говорите себе: «Я могу», «Это получится», «Сегодня у меня будет хороший день». Или: «В следующий раз у меня получится лучше». Так, поощряя себя, вы поднимете своё настроение.
- Всегда принимайте комплименты. Не стесняйтесь их. Просто отвечайте искренним «спасибо». Даже если поначалу вам будет неловко, сделайте это полезной привычкой!
- Ищите в других положительные качества. Попробуйте говорить что-нибудь приятное всем, с кем встречаетесь, неважно что. Если вы ищете хорошее, вы найдёте его! И это заражает — другие тоже начнут видеть в вас хорошее.
- Старайтесь окружать себя хорошими людьми. Знакомые и друзья влияют на наши мысли, чувства и поступки. Выбирайте таких друзей, которые, радуясь жизни, заставят радоваться и вас. Такие солнечные души испускают лучи вдохновения и уверенности.
- Думайте о своём будущем в положительном ключе. Посвятите несколько минут тому, чтобы представить, как вы добиваетесь своих целей.
- Держите голову выше. Шагайте прямо, спокойным и твёрдым шагом. Вы дадите знать миру (и себе), что с чувством собственного достоинства у вас всё в порядке.
- Улыбайтесь! Разве есть лучший способ сообщить другим, что вы счастливый, уравновешенный человек, которому есть что предложить окружающим?
Вашей наградой будет гордость, уверенность, вера в себя. А также умение решать проблемы, быть независимым. И это далеко не всё, что ожидает вас, когда вы распрощаетесь с неуверенностью.
Так вперёд — примите вызов жизни с её неоднозначными ситуациями! Вы удивитесь, как быстро придёт к вам уверенность.
Посмотрите в зеркало — и вам понравится тот, кого вы там увидите.
Как правильно себя вести, если ваш близкий в депрессии.
Общаться с человеком, страдающим депрессией, нелегко. И, к сожалению, в вашем арсенале имеется не так много действенных средств для того, чтобы ему помочь. Все, что вы можете сделать – это просто достойно пережить этот трудный период вместе с вашим близким. Без приступов отчаяния, воздерживаясь от упреков и взрывов эмоций, проявляя только любовь и понимание…
Правильные действия:
1. Самое главное – берегите себя, заботьтесь о своем здоровье.
Как ни странно это звучит, но самое важное, что вы можете сделать в этой ситуации – это в первую очередь заботиться о себе. (Со)переживание депрессии близкого человека и общение с ним отнимает много душевных сил, требует большого терпения и любви. Эти силы у вас будут только в том случае, если вы сами здоровы. Если же вы заболеете, то плохо будет не только вам, но и вашему страдающему родственнику. А это еще больше усугубит его чувство вины.
2. Активно помогать больному депрессией вы можете только после окончания «острой фазы».
Когда его состояние улучшится, он будет способен адекватно реагировать и позволит вам оказывать ему помощь.
3. В то время, когда ваш близкий – в депрессии, вы можете, прежде всего, быть и оставаться рядом, вместе с ним переживая эти тяжелые времена.
Быть рядом ненавязчиво, без сомнений и оговорок, проявляя мудрость и терпение, воздерживаясь от каких-либо «добрых» советов. Интересуйтесь у больного, не нужно ли ему чего-нибудь. Поставьте в его комнату букетик живых цветов. Зажгите аромалампу, используя эфирные масла, обладающие свойством помогать при депрессивных расстройствых (эфирные масла бергамота, жасмина, лаванды, мелиссы, апельсина).
Приготовьте его любимое блюдо и при этом не сердитесь, если он не съест его. Выходите из его комнаты, если поймете, что он хочет побыть один. Но, в то же время, оставайтесь поблизости. Так, чтобы он знал, что в любой момент может вас позвать. Не сомневайтесь: ваша любовь, внимание и забота будут приятны больному, даже если он и не сможет проявить свою благодарность.
4. Помогите ему избавиться от страха.
Больше всего депрессивный человек боится быть покинутым. Он думает, что недостоин любви. Депрессивное состояние усиливает этот страх. Ваша задача заключается в том, чтобы своими действиям и словами избавить его от этих опасений. Вы можете показать ему, что любите его, уже своим постоянным присутствием рядом с ним. Не забывайте говорить ему, как много он для вас значит. И делайте это как можно чаще. Неважно, что ваш близкий нередко подвергает сомнению искренность ваших признаний. Пусть вас не смущает ощущение, что эта ситуация повторяется уже в энный раз.
5. Человек, переживающий депрессию, боится также того, что он «сумасшедший».
И в этом случае вы можете словами и своим поведением успокоить его и показать, что относитесь к нему как к психически полноценному человеку, если будете вести себя естественно и обычно.
6. Будьте искренни.
Никогда не говорите испытывающему душевную тоску того, во что сами искренне не верите. В состоянии депрессии люди бывают склонны подвергать сомнению доброжелательность и благие намерения их близких, обостренно чувствуя фальшь. Произнося слова любви и утешения, никогда не кривите душой, чтобы не спровоцировать у человека возможную негативную реакцию.
Итак, общаясь с человеком, страдающим депрессией, чаще произносите следующие фразы:
«Я всегда буду рядом с тобой»
«Я люблю тебя, независимо от твоего состояния и от того, как идут у тебя дела»
«Что я могу для тебя сделать?»
«Я тебя никогда не оставлю»
«Вместе мы преодолеем этот трудный период»
«Ты же не один, я с тобой рядом»
«Мне важно быть рядом, что бы с тобой ни происходило»
«Я не могу в полной мере ощутить твои страдания, но я вижу, как ты мучаешься»
«Если ты хочешь что-то сказать, я охотно тебя выслушаю. Если ты не хочешь говорить, давай помолчим»
«Поспи немного, не бойся, я буду рядом, когда ты проснешься»
«Звони мне в любое время, когда тебе требуется моя поддержка. Я обязательно приду. Даже ночью»
Ненавязчивое внимание к страдающему депрессией, положительный эмоциональный фон при общении с ним будут способствовать выходу из депрессивного состояния и возвращению к полноценной жизни.
Балалармен тұрмыстық зорлық-зомбылықтың және қатыгездік қарым-қатынасың алдын алу бойынша ата-аналарға арналған жаднама.
- Балаларға үйде отбасындағы үлкендердің қатысуымен жылулық сыйлайтын оң жақты қызығушылық әрекетерін қалыптастыру.
- Үйдегі проблемаларды шешу барысында балаларға қоқан-лоқы және қорқыту әдістерін қолданбаңыз.
- Бір-біріңе және балаларға өзара ренжіту және тез кінәлауға дейін әкеп соқтырмаңыз.
- Есіңізде ме, психологиялық зорлық жасау (о.і. жеке адамгершілік сезімін төмендету, сөзбен ренжіту, балаларға дөрекілік таныту) баланы терең жаралауға әкеп соқтырады.
- Отбасын мүшелеріне экономикалық қиындықты пайдаланбаңыз.
- Отбасы мүшелеріне физикалық зорлық көрсетпеуге тырысыңыз.
- Үйге балық, тышқан немесе басқа да жануарлар әкеліңіз. Балаларға кішкентайларға қамқор болуға көектесіңіз.
- Балаларды кішкентайлар туралы, қартар туралы, сырқат және дәрменсіздер туралы қамқор болуды үйретіңіз.
- Балаларға нағыз көркем әдебиетті оқуды ұсыныңздар, оларға жақсы бейнефильмдер көруге көмектесіңіздер. Балармен бірге оқыңызыдар.
- Балаларды шын жақсы көріңіздер. Есіңізде ме, «қаталдыққа қарағанда еркелетумен бәрін жеңесің».
- В.А. Сухомлинский атқандай: «Бала ұрған адамды жақсы көрмейді». Өз балаңызға барлық жағынан үлгі болыңыз!
Оқушыларға жаднама
ҚҰРМЕТТІ ДОС!
Адамгершіліктің негізгі нормалары туралы әрқашан және әр кезде жадыңнан шығарма!
Адам міндеттері 4 түрден тұрады:
- өзінің алдындағы міндеттері,
- отбсы алдында,
- мемлекет алдында,
- басқа адамдар алдында. (Гегель)
- Сен адамдар арасында өмір сүресің. Ұмытпа, әрір әрекет, әрбір ынта сені қоршаған аамдарға әсер етеді.
Біліп жүр, сені кім қалайды, не істеуге болады деген шектеудің бар екенін. Өзіңе сұрақ қою арқылы өзі қылықтарыңды тексер: адамдарға ашуланбайсың ба, ыңғайсыздық тудырасың ба? Барлығын өзіңнің айналаңдағы адамдарға жақсы болатындай етіп жаса.
- Сен басқа ададарға жасалған қамқорлықты пайдаланасың. Адамдар саған бақыт сыйлайды. Осы мейіріміділігі үшін оларға жақсылық жаса.
- Өмірдегі барлық мейірімділіктер мен қуаныштар еңбектен тұрады. Еңбексіз адал өмір сүруге болмайды. Халық үйретеді: кім еңбек етсе сол жемісін жейді. Бұл сөз әрқаша есіңде болсын. Жалқаулық- бұл жатыпішерлік, еңбекшіл араның балын жегенмен бірдей. Оқу-сеінң бірінші еңбегің. Сенің колледжге келгенің, жұмысқа келгенің.
- Адамдарға мейірімді, әзілқой бол. Әлсіздерге және қорғансыздарға көмектес. Кедейлерге көмектес. Адамдарды ашумен кінәлама, сыйла, әкең мен анаң саған өмір сыйлады, олар сенің адал адам болып, жүрегі мейірімді және таза рухты етіп тәрбиелейді.
5.Ашуға бой алдырма… Өтірікпен, әділетсіздікпен күресе біл. Басқа біреудің есебінен өмір сүргісі келетіндер сияқты, басқа адаидарды кінәлағыш, қоғамды бүлдіретіндерге ұқсауға тырыспа. Егер сені адамдар жақсы көрсін десең, сен адамдарды жақсы көре біл.
Памятка для родителей по профилактике бытового насилия и жестокого обращения с детьми.
- Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
- Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
- Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
- Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
- Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
- Старайтесь никогда не применять физическое насилие к членам семьи.
- Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
- Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
- Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
- Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой».
- В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Памятка учащемуся
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!
Обязанности человека делятся на 4 рода:
- обязанности перед самим собой,
- перед семьёй,
- перед государством,
- перед другими людьми вообще. (Гегель)
- Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях.
Знай , что существует граница между тем, что тебе хочется , и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчёл. Учение – твой первый труд. Идя вколледж, ты идёшь на работу.
- Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
- Не будь равнодушен к злу… Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
«ПОДРОСТОК, попавший в трудную жизненную ситуацию»
Что же делать родителям?
- Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
- Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
- Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
- Замечайте даже незначительные изменения, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
- Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
- Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенке необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
- Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.
Что бы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:
- Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
- Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
- Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об ранимости и уязвимости.
- Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
- Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
- Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
- Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
- Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.
- Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.
Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
ТРУДНОСТИ КОНТАКТА
Ключом к решению типичных конфликтов с подростками, например, таких как конфликт нестойкого родительского отношения, чрезмерной опеки, неуважения прав подростка на самостоятельность и т.д., может стать тактика построения отношений, представленная американскими психологами Джин и Робертом Байярдами в книге «Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей». Чтобы положить конец неконструктивным спорам с детьми, они советуют:
Передача подростку ответственности за его поведение:
- Во-первых, составьте по возможности полный список всего того, что беспокоит вас в поведении вашего ребенка.
- Во-вторых, выберите из этого списка все то, что имеет вполне определенные последствия для жизни вашего ребенка, но никак не влияет на вас. Считайте это перечнем событий жизни вашего ребенка. В него включите также и те ситуации списка, над которыми вы не имеете реальной власти, то есть не можете контролировать.
- Дальше нужно отказаться от пагубной привычки брать на себя ответственность за эти ситуации, выработать у себя доверие к тому, что ребенок может сам принимать правильные решения в них, а также дать ребенку понять и почувствовать ваше доверие.
- Чтобы осуществить задуманное и наладить кардинально новые отношения с ребенком, вам необходимо хорошо подготовиться к беседе, подобрать соответствующую обстановку и время, найти необходимые слова и формы передачи ему ответственности за себя и свою жизнь.
Передавая ему ответственность, нужно также указать и то, что вас волнует, чтобы ваши интересы не были ущемлены.